0
Чайкин Николай Яковлевич, родился 15 февраля 1915 в Харькове. Композитор, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1980). В 1940 окончил историко-теоретический факультетт Киевской консерватории (кл. композиции Л. Н. Ревуцкого, В. С. Косенко, Б. Н. Лятошинского, класс специального фортепиано А. М. Луфера). Член СК СССР (с 1944). В 1930—1936 играл в оркестре народных инструментов Харьковского радио (гарм. флейта). В 1938—1941 — преподаватель теоретических предметов в Киевской консерватории, и музыкальной школе-десятилетке при консерватории, в 1941— 1945 — композитор, дирижер и аккордеонист фронтового ансамбля под рук. Е. П. Шейнина и П. П. Вирского.
За годы войны им сделано свыше двухсот инструментовок, аранжировок и переложений произведений русских, советских и зарубежных композиторов для ансамбля песни и пляски. Особое место среди gроизведений военных лет занимает Соната N-moll для баяна. Появление этого сочинения стало значительным событием в истории баянного искусства, до того времени не знавшего подобных масштабов, сложности и глубины замысла. Одно из важнейших достижений Чайкина - новые методы изложения музыкального материала в музыке для баяна. И если многоплановость более характерна для сочинений, написанных до середины шестидесятых годов, то для более поздних сочинений более типична камерность, отсутствие, в целом, многоплановости, свойственной симфонизированной музыкальной ткани. Для этих произведений характерно использование среднего и высокого регистров, почти полное отсутствие дублировок. "Симфонизированные" масштабно-монументальные полотна Чайкина - яркая страница в истории баянного искусства. Их появление способствовало утверждению баяна в качестве сольного инструмента на симфонической эстраде, стало одним из важных факторов в формировании масштабного мышления исполнителей и приобщения баянистов разных поколений к жанрам сонаты, концерта, сюиты. Появившись на заре становления российского баянного академического искусства, творчество Чайкина оказало значительное влияние на процесс формирования профессионального баянного исполнительского искусства, способствовало развитию многих жанров баянной музыки т дальнейшем профессионализации исполнительства.
В 1946—1956 — редактор, зав. редакцией Музгиза. В 1951—1964 — преподаватель по классу баяна, камерного ансамбля, курса инструментовки, методики, чтения партитур. С 1963 — доцент в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных в Москве. С 1964 преподавал в Горьковской консерватории, с 1972 — профессор. Одновременно вел ассистентуру-стажировку в Белорусской консерватории с 1973 по 1978.
Среди учеников — А. Сурков, Д.Шаталов, А.Беляев, В.Федосеев, A.Полетаев, Ю.Казаков, А.Яковлев, А.Резчиков, Э.Митченко,B.Беляков, В. Герасимов, В. Бонаков, В. Авралёв, Е. Ишанин, Д. Штайн. В 1970, 1971, 1972 — вице-президент, с 1976 — председатель музыкального комитета международной конфедерации аккордеонистов — CIA. Наиболее известные композиции Чайкина для аккордеона включают Украинская Сюита (1972), Концертная Сюита (1964) и Детский Альбом (1969).
Композитор Николай Чайкин скончался в Москве 17-ого февраля на второй день после его 85-ого Дня Рождения в 2000 году.
Источник: Справочник баяниста, автор А.П.Басурманов, под общей редакцией профессора Н.Я.Чайкина. Москва 1987
Описание из сайта Голдаккордеон.Ру
|